Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!



Фильм ''Кин-дза-дза!'' создавался 2,5 года, в конце первого года Георгий Данелия чуть не отказался от фильма. Сценарий делали еще при Брежневе. Потом пришел Андропов, далее - К.У. Черненко и с главным словом КУ возникли осложнения. В сценарии везде КУ! Но... Черненко умер, пришел Горбачев. Однако, и тут не обошлось без проблем: по сценарию в бутылке была чача, а за чачу по тем временам давали 5 лет! Это не вязалось с развернувшейся антиалкогольной кампанией и чачу заменили на уксус. Когда утверждался сценарий, то министр кино Камшалов сказал Данелия: ''Если бы это был не твой сценарий, я эту хуйню бросил бы читать на первой странице!'' Но дочитал до конца и, хоть он и ни бельмеса не понял, все-таки дал добро.

Съёмки проходили летом в Кара-Кумах. На ''Мосфильме'' в том году снимали ''Бориса Годунова'', на что были брошены все силы и Кин-Дза-Дза осталась ни с чем. Костюмы и декорации подбирались и делались на месте: выручали брошенное нефтяниками оборудование и авиационная свалка. Головной убор Леонова есть не что иное, как гульфик от костюма лётчика. Съёмки осложняла жуткая жара, которая действовала на нервы. Люди заводились и ругались по пустякам. Левон Габриадзе вспоминал, что сильное впечатление он получил от того, как виртуозно народные артисты ругаются матом.

Макеты пепелаца делали на авиазаводе Миля. В Японии для них купили пульты дистанционного управления, но получить не могли - не было какой-то бумаги, чтобы выдали... Макеты отправили в Каракумы по железной дороге и они благополучно потерялись. По накладным не нашли: они так и значились пепелацы, а спецов, разбирающихся в пепелацах не было. Пришлось подключать КГБ - пепелацы нашли аж во Владивостоке через 1,5 месяца. Когда картина вышла, то американцы обратились с просьбой сделать для них подобные трюки. Их поразила дешевизна, - у них все это безумно дорого.

На премьере в Доме кино фильм провалился. Даже друзьям режисёра плохо удавалось сохраниять мину. Критика бесновалась. Пошли письма возмущенных зрителей с вопросами типа: куда смотрит правительство? на что тратятся народные деньги? кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу, и проч.

* * * * *

Я пошёл на премьеру (у себя в городе). Посещаемоть кинотеатров тогда была завидная. Зал был полный, но во время сеанса люди постоянно выходили и к концу осталось ползала или даже треть, точно уже не помню. Народ, досмотревший фильм и шедший на остановку, возмущался: надо же снять такой бред?! А через пару дней около касс народу почти не было - редкое зрелише для СССР. Я не скажу, что всё сразу понял и стал фанатом. Тогда мне было 16 лет и голова была занята совсем не тем. :-) Но я заметил антисоветскость фильма и был немало этим поражён.

Фильм не стал народным - общество его не приняло, но некоторые сумели понять и полюбить этот фильм - он стал культовым. Поклонники растащили его на ЦИТАТЫ, да пожалуй, весь фильм - это одна сплошная цитата. Это кино не для глаз и не для души, а для мозгов. Это не Hubba-Bubba, где надо жевать, чтобы понять. Я его осилил за несколько заходов, находя что-то новое после очередного просмотра.

Кин-Дза-Дза значится как фантастическая комедия абсурда, но, не смотря на комедийность и абсудность, в ней рассматриваются серьёзные вещи: куда может завести цивилизацию нынешний, потребительский курс развития. В.Н.Машков (прораб Вовка) и Гедеван (скрипач), попадая на Плюк, по сути, лицезреют будущее Земли, которое мы с таким старанием и упорством приближаем. Все отлично понимают, что губится среда обитания, экология с каждым годом становиться хуже. Выпуск ненужных товаров постоянно увеличивается, не смотря на не возможность потребить всё произведённое. НО! Но каждый хочет иметь жёлтые, голубые, малиновые штаны, - у кого на какие хватит кц. Под цветовой дифференциацией штанов подразумевается вся система условных ценностей человека. В фильме высмеивается страсть плюкан к цветным штанам, но плюкане вымысел, а их образы списаны со среднестатистического обывателя. Так что над собой смеёмся, но губим природу и своё здоровье ради обладания цветной тряпкой. ''ДИКАРИ!!! Плакать хочется!'' А малиновые штаны всё равно, ой, как хоце. И пропади всё пропадом!

''Если у меня немножко кц есть, я имею право носить жёлтые штаны. И передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много кц есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать. И эцелоп меня не имеет права бить по ночам, никогда...''

Антисоветскую тематику проследить сложнее, так как СССР уже нет и не все знают как оно там было. Молодняк врят ли поймёт фразу дяди Вовы: ''Если есть на этом Плюке гравицапа, так достанем. Не такое доставали...'' Дело в том, что В СССР не всё можно было купить за деньги, но почти всё можно было достать за эти же деньги. Процесс доставания был не очень приятным, зато его результат был сравним с оргазмом, - не то что сейчас при покупке. Если удавалось что-то достать, то чувствовал себя Гироем. Фразой обращённой к Уэфу: ''Как командовать, так все чатлане, а как работать...'' - Вовка оскорбляет всех начальников Земли. А эпизод с Обрадоксом и Дэконт на Альфе - это наезд на конституцию СССР, где за КПСС закреплялась ''руководящая и направляющая роль''. Тогда мы знали как надо жить и готовы были научить этому всех (сейчас этим заняты США. Ну, и флаг им в руки).

Мысли и выводы которые навевает просмотр сего шедевра совсем не радуют. Над природой измываются нещадно (и ПОКА она терпит). Мы уже спокойно покупаем воду в бутылках. Каша уже почти пластиковая, - почитайте что написано на этикетках. В мегаполисах открываются кафе, где продают воздух. Эцилопы погрязли в поборах и взятках. Господа ПЖ владеют насосными станциями и луцеколонками, ходят в штанах от Лоранов и Версач, плещутся в бассейнах и плюют на пацаков. Словарный запас истощается. Попса находится на грани того, что скоро хитом станет ''Ы-ку, ы-ку, ы-ку! Ыыыыыы!!!'' Учитывая, что человек не изменяем по своей сути, ему потребны ''малиновые штаны'' и он готов ради них на всё, - перспектива превратить Землю в Плюк не кажется фантастикой. Так что правильным путём идём, товарисчи!

''Да, я подал это с юмором, но сейчас мне фильм смотреть уже страшно: сбывается предсказанное в нем. Под горячую руку чуть ли не целые народы уничтожаем, воздух, воду, словарный запас - сплошное "кю"... Пора спохватиться, а то и сами не заметим, как Землю в планету Плюк превратим.'' Г.Данелия

* * * * *

И ЧУТОК РИКЛАМЫ (куда ж без неё)


В док. фильме ''Время Кин-дза-дзы'' Данелия сообщил о работе над мультфильмом ''Кин-дза-дза-дза''. Это не будет мультпликационная версия фильма, но сюжет схожий. Главные герои: трудный подросток и виолончелист. На сценарий ушло два года и теперь идёт производство. Если ничего не поменяется, то мульт выйдет в 2010.


МОЖНО ПЕРЕМЕСТИТЬСЯ:
к чужим - Мемориал Всех Чужих
к арахнидам - Starship Troopers
к хищнику - Predator's Zone
к Дюку Нюкему - ДЮКОМАНИЯ


© Егор Широков, 2004